Учебный план на 2014-2015 уч. год
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
начальная общеобразовательная школа им.А.С.Пушкина
(МБОУ НОШ им.А.С.Пушкина)
Обсужден и рекомендован
к утверждению
педагогическим советом
от 21.05. 2014г. Протокол № 12
|
Рассмотрен
Советом школы
от 23.05. 2014г. Протокол № _6
|
Утверждено приказом
от 26.05.2014 г. № 49
Директор _____________
Витченко В.Н.
|
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
2014 -2015 учебный год
п.Зимовники
Пояснительная записка
Учебный план образовательного учреждения – нормативный правовой документ, определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), формы промежуточной аттестации обучающихся на ступени начального общего образования.
Учебный план МБОУ НОШ им.А.С.Пушкина разработан на основе следующих нормативно-правовых документов:
Законы:
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 № 273-ФЭ);
- Федеральный закон от 01.12.2007 № 309 (ред. от 23.07.2013) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта».
- областной закон от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области».
Концепции:
- Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р.
Программы:
- Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы (принята 11 октября 2012 года на заседании Правительства Российской Федерации);
- Примерная основная образовательная программа начального общего образования, рекомендованная Координационным советом при Департаменте общего образования Минобрнауки России по вопросам организации введения ФГОС (протокол заседания Координационного совета № 1 от 27-28 июля 2010 год);
Постановления:
- постановление Правительства Российской Федерации от 29.03.2014 № 245 «О признании утратившими силу некоторых актов правительства Российской Федерации» (отменены постановления Правительства Российской Федерации от
15.04.2014 № 295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы»;
- постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
- постановление Правительства Ростовской области от 25.09.2013 № 596 «Об утверждении государственной программы Ростовской области «Развитие образования», постановление Правительства Ростовской области от 06.03.2014 № 158 «О внесении изменений в постановление Правительства Ростовской области от 25.09.2013 № 596».
Приказы:
- приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
- приказ Минобрнауки России от 05.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
- приказ Минобразования РО от 03.06.2010 № 472 «О введении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в образовательных учреждениях Ростовской области»;
- приказ Минобразования Ростовской области от 30.06.2010 № 582 «Об утверждении плана по модернизации общего образования на 2011-2015 годы»;
- приказ Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 № 373»;
- приказ Минобрнауки России от 22.09.2011 № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373»;
- приказ Минобрнауки России от 10.11.2011 №2643 «О внесении изменений в Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от
- № 1089»;
- приказ Минобрнауки России от 31.01.2012 № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от
- № 1089»;
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 18.12.2012 № 1060 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373»;
- приказ Минобрнауки России от 19.12.2012 № 1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013-2014 учебный год»;
- приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
- приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
Распоряжения:
- распоряжение Правительства Российской Федерации от 07.09.2010 № 1507-р «План действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы»;
- распоряжение Правительства Российской Федерации от 30.12.2012 № 2620-р об утверждении плана мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки».
Письма:
- письмо Минобразования России от 31.10.2003 № 13-51-263/123 «Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой»;
- письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12.05. 2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
- письмо Минобрнауки России от 09.02.2012 № 102/03 «О введении курса ОРКСЭ с 1 сентября 2012 года».
- Устав МБОУ НОШ им.А.С.Пушкина.
Учебный процесс в школе построен в соответствии с целями и задачами школы, запросами родителей и обучающихся, кадровым и материально - техническим потенциалом образовательного учреждения.
В ходе освоения образовательных программ начального общего образования формируется внутренняя позиция обучающегося, определяющая новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития, базовые основы знаний и надпредметные умения, составляющие учебную деятельность обучающегося 1-4 классов:
-система учебных и познавательных мотивов: умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат;
-универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные); -познавательная мотивация, готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности ученика с учителем и одноклассниками, основы нравственного поведения, здорового образа жизни.
Обязательная часть базисного учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает решение важнейших целей современного начального образования:
- формирование гражданской идентичности обучающихся;
- приобщение обучающихся к общекультурным и национальным ценностям, информационным технологиям;
- готовность к продолжению образования на последующих ступенях основного общего образования;
- формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях;
- личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью.
Содержание образования на этой ступени реализуется преимущественно за счет введения учебных предметов, обеспечивающих целостное восприятие мира. Организация учебного процесса осуществляется на основе системно-деятельностного подхода, результатом которого являются личностные, метапредметные и предметные достижения в рамках ФГОС.
Базисный учебный план содержит механизмы, позволяющие создать условия для:
- обеспечения государственных гарантий доступности и равных возможностей получения общего образования;
- дифференциации и индивидуализации образовательного процесса, усиления гибкости в его построении, использования перспективных методов и форм проведения занятий, технологий обучения;
- усиления в содержании образования деятельностного компонента, практической деятельности школьников, активизации самостоятельной познавательной деятельности учащихся путем выделения специального времени на организацию проектной деятельности;
- обеспечения целостности представлений учащихся о мире путем интеграции содержания образования, усиления интегративного подхода к организации образовательного процесса;
- усиления роли дисциплин, обеспечивающих успешную социализацию учащихся - литературы, русского и иностранного языков, технологии;
- формирование информационной культуры учащихся;
- повышение удельного веса и качества занятий физической культурой;
Учебный план представляет недельный вариант распределения учебных часов начального общего образования.
Учебный план для 1- 4 классов ориентирован на 4-летний нормативный срок освоения образовательных программ начального общего образования по 5-ти дневной учебной недели.
Учебные занятия в 1-4 х классах проводятся в первую смену.
Продолжительность учебного года для обучающихся 1 класса составляет 33 учебные недели; для обучающихся 2-4 классов — 34 учебных недели.
В 1 классах используется «ступенчатый» режим обучения, а именно: в сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре - декабре - по 4 урока по 35 минут каждый, в январе-мае - по 4 урока по 40 минут каждый.
Продолжительность урока для 2-4 классов 40 минут (СанПиН 2.4.2.2821-10).
При проведении учебных занятий по «Иностранному языку» (2-4 классы) осуществляется деление классов на две группы при наполняемости 20 и более человек.
Для реализации учебных программ в учебном плане начальной школы используются следующий учебно-методический комплект и система развивающего обучения, утвержденные министерством образования:
-УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой – 1 «Б», 1 «В», 2 «Б», 2 «В», 4 «А», 4 «В».
-СРО Л.В.Занкова – 1 «А», 2 «А», 3 «А», 3 «Б», 3 «В», 4 «Б».
Учебный предмет «Физическая культура» изучается в объеме 3 часов в неделю с 1 по 4 классы (приказ Минобразования России от 30.08.2010 №889). Введение третьего часа физической культуры в учебные планы общеобразовательных учреждений происходит с целью увеличения объема двигательной активности обучающихся, совершенствования физической подготовленности, привития навыков здорового образа жизни.
При проведении уроков физической культуры учителя могут использовать спортивные сооружения и спортивные площадки, оборудованные зоны школы, естественные природные ландшафты; учителям рекомендуется использовать инновационные методики и технологии физического воспитания, современные мультимедийные средства, повышающие интерес к занятиям физической культурой, формирующие творческую активность и самостоятельность.
Согласно СанПиН 2.4.2. 2821-10 допустимо включать в учебные планы в рамках 3-х часов физической культуры в качестве модулей предметы двигательно-активного характера: хореографию, ритмику, современные и бальные танцы, традиционные и национальные спортивные игры.
Комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» (далее - ОРКСЭ) реализуется как обязательный в объеме 1 часа в 4-х классах. В 2014-1015 учебном году обучение происходит по модулям: «Основы светской этики» (4 «А» класс), «Основы православной культуры» (4 «Б» класс), «Основы религиозных культур и светской этики» (4 «В» класс) (согласно выбора родителей)
Интегрированный учебный предмет «Окружающий мир» в 1-4 классах изучается по 2 часа в неделю. В его содержание дополнительно введены развивающие модули и разделы социально-гуманитарной направленности, а также элементы основ безопасности жизнедеятельности.
Учебный предмет «Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)» может изучаться в 3-4 классах в качестве учебного модуля в рамках учебного предмета «Технология» с целью обеспечения всеобщей компьютерной грамотности.
Учебный план
на 2014-2015 учебный год в рамках федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
Предметные области
|
Учебные предметы
Классы
|
Количество часов в неделю
|
|
|
Всего
|
I
|
II
|
III
|
IV
|
|
Обязательная часть
|
|
|
|
|
Филология
|
Русский язык
|
5
|
5
|
5
|
5
|
20
|
Литературное чтение
|
4
|
4
|
4
|
3
|
15
|
Иностранный язык
|
–
|
2
|
2
|
2
|
6
|
Математика и информатика
|
Математика
|
4
|
4
|
4
|
4
|
16
|
Обществознание и естествознание
|
Окружающий мир
|
2
|
2
|
2
|
2
|
8
|
Основы религиозных культур и светской этики
|
Основы религиозных культур и светской этики
|
–
|
–
|
–
|
1
|
1
|
Искусство
|
Музыка
|
1
|
1
|
1
|
1
|
4
|
Изобразительное искусство
|
1
|
1
|
1
|
1
|
4
|
Технология
|
Технология
|
1
|
1
|
1
|
1
|
4
|
Физическая культура
|
Физическая культура
|
3
|
3
|
3
|
3
|
12
|
Итого
|
21
|
23
|
23
|
23
|
90
|
Максимально допустимая недельная нагрузка при 5-дневной учебной неделе
|
21
|
23
|
23
|
23
|
90
|
|