Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Поиск

Выступление на педсовете Шатиловой Светланы Викторовны

Выступление на педсовете от 22.03.2017 № 6

 

Шатилова Светлана Викторовна,

учительначальных классов

МБОУ НОШ им. А.С. Пушкина

пос. Зимовники

Ростовской области

 

ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

 

«…зажгутся глаза слушающего о глаза говорящего…»

(Цицерон)

 

Говоря о роли родного языка в обучении, мы понимаем под родным языком ребенка тот язык, в окружении которого он родился и вырос, на котором формировались его сознание, мировоззрение, и с которыми связаны все его представления и понятия об окружающем мире. По способам и средствам образования слов и форм родные языки многих этносов значительно отличаются от русского, причем существенные различия имеются не только в образовании грамматических форм частей речи, структуре словосочетаний и предложений, но в значительной степени и в лексике.

Анализируя явления русского языка в целях построения методики его преподавания в начальных классах в поликультурном образовательном пространстве, «необходимо пристально изучать русский язык с точки зрения нерусского языкового мышления, всесторонне вскрывать все те языковые явления, которые создают национальное своеобразие русского языка».

Необходимо отметить, что изучение русского языка и его овладение младшими школьниками влияет на развитие личности.

В психологическом обосновании новых подходов к начальному обучению русскому языку представлена необходимость опоры на игровую и учебную деятельность в совместной и коллективно-распределенной формах как важных условий и средств внутренней мотивации учения, поддержания познавательной активности, учебной инициативы и формирования самостоятельности,«образа Я».

Ддеятельностный подход на уроках русского языка в условиях поликультурной образовательной среды начальной школы является важным фактором и условием овладения языком как средством общения и познания, а также всеми видами речевой деятельности обучающихся начальной школы (слушание, говорение, делание, письмо, чтение), а опора на учебное действие моделирования есть важное психологическое средствои условие, обеспечивающее осознание и «разведение» в сознании ребенка, с одной стороны, языкового знания в семье, а с другой – подготавливающее благоприятную основу для изучения литературного русского языка.

Психологические принципы языкового обучения обучающихся начальных классов заключаются в следующем:

- учет индивидуальных и национально-культурных особенностей младших школьников при обучении их грамоте (письму и чтению);

- характеристика взаимосвязи языка, сознания, мышления и речи;

- русский язык как сложное системно-уровневое образование, посредством которого формируется вербальное (понятийное) мышление и опосредуется развитие всех его важных психических функций.

Обладая внутренней целостностью и единством (как всякое системное образование), язык является многофункциональной системой. Базовые функции языка имеют существенное значение в психическом, а значит и личностном развитии ребенка. В числе таких функций входят коммуникативная – «важнейшее средство человеческого общения» и когнитивная (познавательная, гносеологическая или экспрессивная, т.е. выражающая деятельность сознания) – «непосредственная действительность мысли».

Необходимо также выделить эмоциональную функцию языка (одно из средств выражения чувств и эмоций), а также межъязыковую (металингвистическую) функцию (средство исследования и описания языка в терминах самого языка), которая развивает у школьников независимо друг от друга мыслительные способности, дающие возможность проявлять гибкость в решении поставленных задач.

Для эффективности изучения русского языка учителя начальных классов могут использовать лингводидактические приемы и специальную организацию урока.

Раскрывая сущность некоторых принципов языкового образования, стоитотметить необходимость последовательного, согласованного выполнения всех принципов обучения русскому языку младших школьников. Принцип соразвития коммуникативных и когнитивных умений обучающихся. Интерес детей к игре имеет большое значение в этом возрасте. Это дает возможность естественным путем заинтересовать обучающихся, используя игровые приемы обучения, развивать коммуникативные умения в говорении, понимании речи на слух. Развивая учебно-познавательные (умение видеть цель и действовать в соответствии, умение контролировать и оценивать свои действия и действия других детей), речевые, социокультурные, языковые компетенции младших школьников необходимо помнить, что игровая деятельность гармонично связана с учебной, является фундаментальной, формирующей основой данной деятельности. Принцип поликультурной ориентированности при изучении языка. В атмосфере бикультурализма (в Зимовниковским районе Ростовской области около 42 национальностей) игровая деятельность в учебном процессе на уроках русского языка не только решает различные задачи межкультурных отношений, воспитания, образования, но и предлагает широкий спектр жизненных и учебных ситуаций. Младшие школьники весьма общительны и эмоциональны, их особенностью является любознательность, острота восприятия, они открыты для любого рода общения. Совместная деятельность объединяет детей разных национальностей, вызывает у них непосредственный эмоциональный отклик. Принцип активности и чередования деятельности. Отмечая возрастную особенность внимания младших школьников, необходимо иметь в виду сравнительную слабость произвольного внимания, а потом потребность в активных действиях. Частая смена деятельности, переключение внимания с произвольного на непроизвольное, использование игровых сюжетов, соревновательные ситуации, творческие задания на уроках русского языка — все это обеспечивает семантизацию новых лексических единиц и выражений. Принцип коммуникативной направленности. Имеющийся у детей опыт общения формирует новые умения общения в другой социальной ситуации. В мировой практике известны разные модели организации языкового образования, созданные по определенным схемам. Это - аккультурационная модель, изолирующая модель и открытая модель. Открытая модель становится единственной формой, обеспечивающей в отношении младшего школьника целостность процессов воспитания и обучения, интеграцию во всех сферах. Сам же учебный предмет «Русский язык» в такой модели организации массовой школы должен восприниматься как метапредмет, позволяющий достигать у всех обучающихся результаты разного плана. Именно уроки русского языка становятся тем инструментом, который позволит реализовать «открытую», принимающую модель в практике языкового образования.

Актуальным понятием сегодняшнего дня стало понятие универсальных учебных умений, реализуемых в курсе русского языка в первую очередь через межпредметные связи, а все образовательные достижения сегодня «измеряются» в трех системах: предметные, метапредметные и личностные результаты обучения. И если предметные результаты хорошо известны и учителям, и ученикам (написал илине написал диктант, сколько сделал ошибок, прочитал и понял текст и пр.), тометапредметные и личностные результаты, которые при языковом образовании школьников мы рассматриваем как языковые способности,вызывают много вопросов. Как организовать современный урок русского языка в начальной школе, как учитывать разные группы достигаемых результатов, —это остается главным вопросом для большинства учителей начальных классов. На самом же деле именно метапредметные результаты (когда средствами одного предмета можно решать задачи любого другого) — это самые важные результаты, поскольку их суть — интеллектуальное, когнитивное действо, «запущенное» с помощью языка и на языке. Понятно, что успешность в этом процессе младшего школьника в основном и обеспечит его дальнейшую учебную социализацию.

Итак, можно утверждать, что учебный предмет «Русский язык» в современной школе становится метапредметом, позволяющим достигать результаты разного плана, а одной из важнейших проблем сегодня является проблема интеграции результатов обучения или реализация метапредметного подхода. Этотподход, реализованный на уроках русского языка, обеспечивает осознанное усвоение сведений (материала) не только языкового, но и когнитивного характера,что развивает познавательные способности и интересы обучающихся. Умение свернуть или развернуть информацию, сформулировать главное и второстепенное, найти аналогии, выстроить понятийный аппарат — это качества, которыми младшие школьникиовладевают именно на уроках русского языка при погружении их в самостоятельную, парную и групповую учебную деятельность.

Процессуальный компонент деятельностного подхода на уроках русского языка в поликультурном образовательном пространстве заключается в сочетании частично-поискового, проблемного, исследовательского методов обучения, конкретизируемых на частно методическом уровне и реализуемых в системе учебных задач; предполагает полиморфную структуру урока, сочетающую в себе индивидуальную (самостоятельную), коллективную, групповую работу учащихся (в группах гомогенного и гетерохронного составов) в заданных условиях и в свободном взаимодействии, с этапом свободной работы как творческой паузы.

Из вышесказанного следует, что проведение уроков русского языка в начальной школе с учетом деятельностного подхода развивает у младших школьников творческую активность, потребность в поисковых действиях, получении положительных эмоций; формирует положительные учебные мотивы; дает возможность самостоятельно анализировать и исправлять допущенные ошибки, корректировать свою деятельность, благодаря наличию обратной связи; включает в самостоятельную учебно-исследовательскуюдеятельность (моделирование, метод проектов, разработка презентаций, публикаций). А для учителя – это повышение профессионального роста.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Божович Е.Д. Развитие языковой компетенции школьников: проблемы и подходы // http://www.voppsy.ru/journals_all/issues/1997/971/971033.htm
  2. Быстрова Е.А. Русский язык. Проблемы и размышления // http://1-11.eimc.ru/1/rus/rus1.doc
  3. Гайнбихнер Т.Н. Обогащение словарного запаса младших школьников на уроках русского языка в полиэтнических условиях Севера (на материале ономастической лексики): Дис. … канд. пед. наук. - М., 2003. - 250 с.
  4. Дражан Р.В. Историко-педагогическая репрезентация понятия «языковая компетенция»: дисс. ... канд. пед. наук.- Ростов-на-Дону, 2008.- 158 с.
  5. Изучение родного языка в полиэтнической Тюменской области: Материалы областной научно-практ.конф. «Межэтническая ситуация в Тюменской области и перспективы изучения родного языка». -Тюмень: Изд-во Тюменского гос. ун-та, 2004. - 212 с.
  6. Толерантность как фактор противодействия ксенофобии: управление рисками ксенофобии в обществе риска / Под ред. Ю.П.Зинченко, А.В.логинова. – М., 2011.
  7. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (в действующей редакции)
Календарь
«  Ноябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2017