Тема: Откуда в наш дом приходит электричество?
Задачи:
- сформировать представление о том, как вырабатывается и поступает в дом электричество;
- показать роль электричества в быту;
- учить безопасному обращению с электроприборами.
формирование у подрастающего поколения нового сознания в отношении к свету, энергоресурсам, развитие творческих способностей учащихся, воспитание культуры энергосбережения.
Ход урока
1. Орг. момент.
Здравствуйте, ребята! На нашем занятии присутствуют гости. Посмотрите, пожалуйста, на них. Поздоровайтесь. Прошу садиться.
Самое удивительное явление в мире – это доброта . Подарите улыбки друг другу ,передайте свое хорошее настроение. Я надеюсь , что сегодняшний урок принесет нам радость общения .
Закройте глаза и попытайтесь представить, что вы сейчас услышите.
(Течение реки)
То, о чем мы сегодня будем говорить на уроке тоже похоже на реку, но только река течет по своему руслу, а оно течет по проводам .
- Актуализация знаний и умений.
- Что вы делаете войдя в темную комнату. Ну, конечно же, включается СВЕТ! Сделать это проще простого: достаточно просто щелкнуть выключателем - и загорается ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ ЛАМПОЧКА.
Отгадайте
- Почему горит лампочка? Что заставляет работать лампочку?
Слушайте загадку:
По тропинкам я бегу,
Без тропинки не могу.
Где меня ребята нет,
Не зажжется в доме свет
К дальним селам, городам
Что идет по проводам?
Светлое величество
Это …
- Правильно, это электричество.
-Прочитай вопросы.
-Предположите, на какой вопрос мы будем искать ответ на уроке
-….. Прочитай тему занятия.
-Теперь нам надо определить учебные задач.
- Я буду их читать, а вы выберете только те, которые подходят к теме нашей беседы.
- Проследим путь электричества в наш дом.
- Узнаем, какие растения растут на клумбе.
- Будем учиться правильно обращаться с электроприборами.
- Узнаем, как появляются снег и лёд.
3.Проблемная ситуация.
-Возьмите карточку,положите ёё в центр стола. Это задание будете выполнять в парах. Рассмотрите рисунки. Что здесь изображено (Бытовые приборы, которые работают с электричеством и без электричества) Какие из них можно объединить в группу “Электричество”? Возьмите карандаш поставьте плюсик в кружках рядом с картинкой
-Проверьте правильно ли вы справились с заданием ?
- Оцените работу с помощью светофориков.
Молодцы.
4. ПОИСК РЕШЕНИЯ проблемы (открытие нового знания) учениками.
- Как вы думаете, всегда ли в жилище человека было электричество?
(ответы)
- Хотите узнать когда в наш дом пришло электричество?
5 Самоопределение к деятельности
История появления электрической лампы.
более ста лет назад один очень умный человек, инженер Павел Яблочков не изобрел ЭЛЕКТРИЧЕСКУЮ ЛАМПОЧКУ. И сегодня любой малыш может влезть на стул, щелкнуть выключателем, и... загорится свет!
Включаем свет!!
· Почему горит лампочка? (Электричество)
Вот и Муравьишка пришел к нам за помощью
Он хочет узнать: Что же такое электричество и откуда оно приходит, заставляя работать электроприборы?
Древние греки очень любили украшения из янтаря,его за цвет и блеск называли солнечный камень «Электрон». Отсюда и произошло и само слово Электричество.
Однажды дочь греческого царя протирала янтарь тканью и заметила, что к камушку пристало несколько ниточек. Мы тоже можем повторить опыт греческой девушки для этого не обязательно иметь янтарь.
Есть электричество неопасное, тихое, незаметное. Оно живет повсюду, само по себе, и если его поймать, то с ним можно очень интересно поиграть. Я приглашаю вас в страну "Волшебных предметов", где мы научимся ловить электричество.
Надо закрыть глаза, сосчитать до 10. ( Готовлю опыты)
Опыт 1.
Давайте расческу превратим в волшебную , а я вам покажу, как это надо сделать.Для этого мне нужен помощник ….пойдет мне на помощь. Надо расческу потереть о волосы и приложить к мелким кусочкам бумаги. Это произошло из-за того, что в наших волосах живет электричество, и мы его поймали,
Вывод: в волосах тоже живет электричество.
Опыт 2. А сейчас мы попробуем другие предметы сделать волшебными.
1. Возьмем пластмассовую палочку и потрем ее о шарфик . Поднесем к маленьким кусочкам бумаги. Вот и кусочки бумаги прыгнули к расческе.
Вывод: электричество живет не только в волосах, но и в одежде.
Каждый из вас может проделать эти опыты дома
-Электрические заряды вы наблюдаете и в природе .,Молния –это тоже электрический заряд(слайд),
-некоторые рыбы используют электрические заряды для охоты и нападения (слайд)
-
Откуда же приходит электричество?
- И все же, откуда в наш дом приходит электричество (электрический ток)?
Электричество вырабатывается на больших мощных электростанциях .Это тепловая электростанция, гидроэлектростанция, или атомная электростанция.
Чтобы получить электричество на таких станциях используется сила воды, тепловая и атомная энергия. Электрический ток сначала течет по толстым высоковольтным проводам, потом по обычным проводам перетекает в наши квартиры, попадая в выключатели и розетки.
-Как вы думаете, почему нужно экономить электроэнергию?
(Ответы детей)(Для работы электростанций расходуется очень много угля, газа,нефти.При сгораниии наносится большой вред экологии.При экономии электричества можно снизить мощность электростанции, а значит и воздух будет чище и климат лучше.)
-Как можем мы экономить электроэнергию? (Выключать свет, когда он не нужен. Приобретать электросберегающие лампочки.)
6. Физкультминутка.
· Называю электроприбор - встаем
· Не электроприбор - садимся.
· Газовая плита,электрочайник, свечка,лампочка, веник , пылесос,кофемолка, ручная дрель, микроволновка,мясорубка.
7.Применение нового знания.
- Современному человеку необходимо электричество, для работы заводов, фабрик, школ, детских садов, магазинов, для работы общественного транспорта (трамваи, троллейбусы), железнодорожного транспорта, для работы электроприборов в наших квартирах и домах.
Опережающее задание (дети приготовили дома загадки об электроприборах). Электричество уже в доме, а там огромное количество помощников, которым необходимо это электричество.
Итак, а что же это за помошники,давайте отгадаем . Вы приготовили загадки о них.
В полотняной стране
По реке простыне
Плывет пароход,
То назад, то вперед,
А за ним такая гладь,
Ни морщинки не видать. (Утюг)
Пыль увижу – заворчу, заверчу и проглочу. (Пылесос)
Полюбуйся, посмотри –
Полюс северный внутри!
Там сверкает снег и лед,
Там сама зима живет. (Холодильник)
У окошка я сижу,
На весь мир в него гляжу. (Телевизор)
После стирки у простынки
Он разгладит все морщинки.
Только ты его не тронь,
Он горячий, как огонь. (утюг)
Я пыхчу, пыхчу, пыхчу.
Больше греться не хочу.
Крышка громко зазвенела:
«Пейте чай, вода вскипела!» (чайник)
Ребята , а вы все хорошо эти приборы знаете?
Для того чтобы работали эти электроприборы электричество к нам пришло по проводам. А ещё люди научились создавать электричество в батарейках . Батарейки бывают разные: и по виду, и по силе. Какие бытовые предметы работают на батарейках.
(Ответы детей)
Наряду с пользой , электрический ток может стать большой бедой, т. к. он представляет опасность для человека в случае попадания его под электрическое напряжение. Поражение школьников эл. током- очень распространенная травма, и чтобы этого не произошло, мы должны знать некоторые правила.
Может вы ребята мне сами их назовете?
(слайд )
Электричество опасно!
Никогда не прикасайтесь к оголенным проводам!
Не трогайте выключатель и розетку мокрыми руками!
Осторожно обращайтесь с электроприборами!
- Так на какой вопрос мы сегодня искали ответ?
8.Рефлексия.
Тест.
Возьмите тесты . Прочитай вверху теста тему …
Проверим поняли ли вы тему занятия?
Выполните тест.
Рядом с картинкой буква . Я буду читать задания , а вы карандашом обведите правильный ответ .
Проверьте по эталону. Поставьте плюсики с правильным ответом . У кого все три плюсика поднимите руку
У кого два
У кого один
Оцените свою работу на уроке.
Если вы считаете, что на уроке хорошо поработали, вам было интересно и понятно, то покажите желтый светофорик.
Если считаете, что могли бы поработать лучше , то покажите красный светофорик.
9.Итог занятия.
Где вырабатывается электроэнергия ?
Какие приборы работают на электричестве?
Какие правила нужно соблюдать при обращении с электроприборами?
Урока время истекло ,
Я вам ,ребята , благодарна,
За то, что встретили тепло
И поработали ударно !