ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ
Когда и зачем нужны логопедические занятия?
В логопедической помощи нуждаются разные дети по разным причинам. Это зависит от характера нарушений речи. Если ребенок неправильно произносит отдельные звуки, как правило, [л] или [р], особый трагедии в этом нет — сейчас. Но позднее... Смогут ли родители дать гарантию, что такое отклонение от нормы не помешает ему в подростковом или старшем возрасте? А переучиваться во много раз сложнее. Если ребенок неправильно произносит некоторые звуки и вдобавок нарушен фонематический (речевой) слух, что не позволяет ему четко различать звуки родного языка, это может привести к нарушению чтения (дислексия) и письма (дисграфия) в школе. Можно пустить все на самотек, обеспечив ребенку плохую успеваемость по русскому языку, стрессы и т.д., а можно организовать занятия с логопедом, избежав в будущем проблем у школьника. Следует сказать, что любое, даже на первый взгляд не серьезное, нарушение речевой деятельности может привести к неприятным последствиям и в подростковом возрасте. Например, нарушения фонематического слуха, артикуляционной моторики, слоговой структуры слова затрудняют изучение иностранных языков. Нарушение связной речи, неумение составить пересказ и рассказ приведут позднее к проблемам в изучении литературы, биологии, истории, географии, где тоже потребуются связные ответы и высказывания. Развитие ребёнка — это сложный процесс, где все взаимосвязано друг с другом, поэтому своевременное обращение к специалистам очень важно для оказания эффективной помощи ребенку. Уважаемые родители, помните, что именно от вас зависит, насколько успешен в будущем будет ваш ребенок!
Основная цель организации логопедического пункта в НОШ:
выявление детей с нарушениями устной и письменной речи, коррекция и развитие устной и письменной речи младших школьников.
Для достижения этой цели необходимо решение следующих задач:
1. Выявить обучающихся с нарушением звукопроизношения, фонематического восприятия, грамматического строя речи, связной речи, обусловленной первичным речевым нарушением.
2. Выявить группу школьников, испытывающих трудности в усвоении и овладении грамматических норм русского языка. Определить характер и причину нарушения письма и чтения.
3. Определить пути коррекционной работы по предупреждению и преодолению нарушений устной и письменной речи у обучающихся начальных классов.
Основными способами получения информации о состоянии устной и письменной речи обучающихся являются:
- логопедическое обследование детей;
- анализ медико-педагогической документации.
- опросы педагогов и родителей;
Виды коррекционной работы:
- коррекция неправильно произносимых звуков речи (коррекция нарушенного дыхательного и артикуляционного аппарата, постановка и автоматизация звуков)
- коррекция нарушений письма и чтения (обучение звуко-буквенному и слоговому анализу, работа над дифференциацией смешиваемых звуков, формированию лексических и грамматических средств языка)
Логопедическую работу в начальных классах условно можно разделить на три этапа:
-диагностический;
- коррекционный;
- оценочный
Каждый из них имеет свои цели, задачи и технологии. Продолжительность этапа определяется совокупностью и сочетаемостью различных факторов, выявляемых в процессе обследования, диагностики и коррекции.
Советы логопеда
Овладение языком, точной, правильной речью – задача, стоящая сейчас и перед родителями, и перед учителем, и перед логопедом. Решить ее можно и нужно, ведь владение устной и письменной речью – необходимое условие формирование успешной личности. Такая задача решается только в тесном сотрудничестве.
Особенно важна роль логопеда в реализации поставленной задачи, если у ребенка имеются нарушения устной и письменной речи.
В настоящее время имеется достаточное количество литературы по преодолению нарушений звукопроизношения. К сожалению, нарушение одной структурной составляющей речевой системы влечет за собой вторичные и третичные нарушения. Среди них, как правило, общее недоразвитие речи, нарушения процессов чтения и письма, нарушения памяти, концентрации внимания, словесно логического мышления и т.д.
Коротко о нарушениях письма и чтения
Научить детей читать и писать – задача не из легких. И не всем детям легко и просто даются эти, по мнению взрослых, элементарные вещи. Ребенок может быть во многом умнее и талантливее сверстников – и делать самые невероятные, с точки зрения родителей, ошибки при чтении и письме. Например, пропускать буквы: чсы – часы; писать все слова или предлоги со словами слитно; из одного слова сделать два: ок и но – окно и т.п.
К сожалению, многие родители относят эти ошибки к невнимательности. В лучшем случае, учитель рекомендует родителям писать с ребенком больше диктантов. И тогда наступает трудный период и для родителей, и для детей. У ребенка возникает негативное отношение к письму, к предмету, к школе. Чтобы избежать этого, проанализируйте ошибки ребенка. Если такие «нелепые» ошибки не случайны, а повторяются регулярно, то ребенку необходимо обратиться за консультацией к логопеду.
Наличие стойких ошибок такого типа говорит о том, что у ребенка частично нарушен процесс письма – дисграфия
- Развитие умения правильно слышать и выделять звуки речи
Ребёнку важно уметь:
- определять место заданного места в слове (в начале, середине, конце);
- делить слова на слоги;
- различать твёрдые мягкие согласные;
- различать гласные и согласные звуки;
- различать слова, похожие по звучанию;
- различать слова, отличающиеся одним звуком;
- находить слова, в которых нет заданного звука;
- осознавать основные элементы языка – слово, слог, звук.
- Формирование правильного звукопроизношения.
Причины нарушения звукопроизношения различны – привычка вяло и нечётко произносить звуки, подражание речи взрослых, органические нарушения центральной нервной системы и речевого аппарата.
Родители должны сами говорить правильно, называя все предметы соответствующими словами, не коверкая их, не подражая речи детей.
Если ребёнок после 5 лет произносит отдельные звуки неправильно, родителям необходимо обратиться за консультацией к логопеду. К моменту поступления в школу желательно устранить ошибочное произношение звуков. Иначе ошибки в устной речи спровоцируют появление ошибок при чтении и на письме.
Занятия эффективнее проводить в игровой форме. Продолжительность занятия должна быть не более 15-20 минут.
3 Развитие моторики и графических навыков.
Необходимо тренировать:
- пространственное восприятие (расположение предметов по отношению к ребёнку, между предметами, ориентация в понятиях «справа», «слева», «внизу» и т.д.)
- общую моторику;
- мелкую моторику – развитие пальцев рук (игры с мелкими предметами, шнуровки и т.д.).
Используя приёмы:
- пальчиковые игры;
- штриховки (вертикальные, горизонтальные, наклонные, округлые, узоры в тетради в клетку, дорисовывания предметов и т.д.)
4 Обучение чтению.
Если ребёнок учится читать, необходимо помнить, что чтение должно быть осмысленным, ребёнок должен понимать прочитанный текст, уметь его пересказать.
Если вы внимательно отнесётесь ко всем направлениям, то это будет хорошей профилактикой нарушения письма.
Учитель-логопед - Денисова Анастасия Евгеньевна